Lewitska Sonia (1874-1937)

ЕЕ ТАЛАНТ ПРИЗНАЛ ПАРИЖ КАПРИЗНЫЙ И НАДМЕННЫЙ

Автор: Владимир ГЕРМАН

Sonia Lewitska. Article by Francois Roussier.

Столицей Европы, затаив дыхание, называют Париж одни.
Законодателем мод - и совсем небезосновательно - величают его другие…
Капризный и надменный, Париж был свидетелем рождения и гибели талантов, одарял и испытывал их жестоко: одних - роскошью и прижизненным признанием, других - нищетой и посмертной славой… Но никогда не оставался равнодушным к тем, кто из серого мрамора будней ваял его величественный образ - Города Искусств и Покровителя Талантов…
Изысканно-сверкающий, покровительственно-требовательный, помнит Париж и светочей искусства, ярко осветивших его небосклон, из земли украинской: Марию Башкирцеву и Святослава Гординского, Александра Архипенко и Сержа Лифаря, Олексу Грищенко и Якова Гнездовского…

Среди бессмертных Парижа особое место принадлежит выдающейся художнице с Украины Софии Левицкой, завершившей здесь свой земной путь 60 лет тому назад. А творческий гений ее, хочется верить, сквозь пространство и время светлой радугой столетий будет объединять два русла европейской культуры - от соблазнительницы Сены до строптиво-мудрого Днепра…
«Это была чарующая душа. Ее слушалось как музыку, музыку души. Все чувства звенели в ее голосе, и казалось, что она не от мира сего. Когда она держала кисть в руке, казалось, что палитрой ей служит радуга. Ее образы - это декорация радости и легенды, - восхищался человеческими качествами и мастерством художницы известный представитель школы символистов Эмиль Бернар. - …Своим творческим гением, своим высоким и индивидуальным чувством Соня Левицкая заслуживает на то место, которого для нее добивается группа первоклассных художников».

Следует напомнить, что в перечне друзей Софии Левицкой, кроме вышеупомянутого Эмиля Бернара, блистают имена таких более или менее известных деятелей французского искусства, как Рауль и Жан Дюфи, Сегонзак, Вальдо-Барбей, Лотирон, Мерисье, Буш, Жильмон, Андриетт Тирман… После смерти художницы они объединились в Товарищество приятелей Софии Левицкой, чтобы изучать и популяризовать ее творчество, хранить светлую память об этом удивительном человеке. Деятельность Товарищества была приостановлена лихолетьем второй мировой войны.
София Левицкая родилась 3 марта 1874 года в Вильховцах на Житомирщине. Довольно поздно заинтересовавшись рисунком, с 1894 года она проходит годичное обучение в частной художественной школе Казановских в Житомире. Брак с врачом Юстином Маниловским оказался неудачным. Не изведав семейного счастья, молодая женщина с маленькой дочкой Ольгой на руках переезжает в Киев, окунаясь в творческую атмосферу города, а затем в 1905 году - в Париж!

Учеба в Парижской академии искусств - первая ступенька парижской жизни и, наверное, решающая на пути творческого успеха художницы. Жизнь ее на богемном Монпарнасе протекает в атмосфере творческих поисков молодежи, которая бунтует против догматизма консерваторов и традиционалистов, провозглашает и творит новую модернизированную эстетику искусства ХХ века. Главным средством экспрессии выступает цвет.

В условиях поисков новых средств выражения и формирования новых модернистских течений и направлений, сопровождаемых громкими полемиками и скандалами, художнице с Украины удается избежать влияний и наследования стилей и найти свой собственный, оригинальный, удивляя изысканную французскую критику очень личностным, почти инстинктивным взглядом на вещи, деликатностью творческого письма, редкостным чувством художественного вкуса и тонким пониманием природы мира. она участвует в выставках, ее работы сразу отмечены пристальным вниманием. Вскоре София Левицкая становится членом комитета Осеннего Салона, что есть великим достижением для чужеземца в Париже, признанием его огромного таланта.
На первой выставке кубистов в Осеннем Салоне 1911 года работы Софии Левицкой высоко оценивает сам Гийом Аполлинер, на второй сборной выставке кубистов 1912 года ее картины представлены рядом с работами Александра Архипенко. 

В 1912 участвует в Французской выставке картин "Современное Искусство" в Москве наряду с такими художниками как Альберт Марке, Андре Лот, Эмиль-Отон Фрез, Фернард Леже, Анри Матисс и другими.
С очень позитивными отзывами проходит первая индивидуальная выставка художницы в галерее Б.Вайгля в 1913 году.
Радости и невзгоды парижской жизни София делит теперь с новым спутником жизни художником Жаном Маршаном. Их скромный семейный очаг на улице Коленкур становится своеобразным творческим салоном, где каждый четверг собираются многие парижские знаменитости. Имея скудные доходы от творческого труда, хозяйка с истинно украинской щедростью старается принять своих гостей.
1921 год открыл еще одну грань таланта Софии Левицкой: вместе с поэтом Роже Алляром она переводит на французский «Вечера на хуторе близ Диканьки» и иллюстрирует с неисчерпаемой фантазией и искрометным юмором бессмертное сочинение Николая Гоголя.
Художником была разносторонним, рисовала портреты (именно они гарантировали ей кое-какие заработки), пейзажи, декоративные проекты для тканей и ковров, макеты для лионских фабрик шелка. Любимыми цветами были зеленый, охра и голубой. Но особенного мастерства достигла в гравюре на дереве, что засвидетельствовал гоголевский цикл, а также иллюстрации к «Истории святого Людовика» Жана де Жуанвиля, которые своим совершенством и филигранностью исполнения, изысканным стилем напоминают старинные гравюры. Критики отметили врожденный дар художницы к элегантной стилизации, который особенно оригинально был использован при оформлении поэмы Поля Валери «Ле Серпан». Блестящее библиофильское издание тиражом всего 250 экземпляров увидело свет в 1925 году и вызвало восторг ценителей и самого автора: «Не можем себе представить ничего более созвучного сочинению, ничто не может более дискретно подчеркнуть его идею, как эти декоративные помыслы - такие произвольные и в то же время такие точные. Склоняю голову перед исключительным талантом госпожи Сони Левицкой». А в письме к Эмилю Верхарну Валери писал о ней: «Я счастлив, что имел возможность встретить человека наивысшего качества».

Исключительность таланта нашей соотечественницы подтвердили и иллюстрации к люкс-изданию «Ле Жардине» Годфруа де Люша, к «Альмана де Кокань», оформление «Ревю мюзикаль», «Трезор де ля библиотек», афиши к Осеннему Салону.

В 1932 году работы Софии Левицкой экспонируются на выставках украинской графики в Берлине и Праге, а также на выставке современной графики во Львове… Это были последние отблески прижизненного триумфа таланта великой художницы: неизлечимая болезнь начала свой разрушительный необратимый путь…

В 1938 году Товарищество приятелей Софии Левицкой устроило посмертные выставки ее работ в галерее А.Самбона. Вот один из многочисленных откликов парижской прессы на эти события: «С.Левицкая умерла в Париже в 1937 году. Это ранимый художник, полный фантазии, могущественный и нежный талант, сумевший оставить свое собственное лицо во Франции» (Мадлен Дайо).
Одним из немногих счастливцев, которых Париж оценил по достоинству, назвал Софию Левицкую художник Брий Кульчицкий, творивший сначала в Париже, а затем переехавший в Мужен, на юг Франции. В 1987 году его усилиями из его собственной коллекции была организована выставка копий работ С.Левицкой в Питсбургском университете (США), а в 1989 году в Париже тиражом 500 экземпляров издан альбом графики нашей выдающейся соотечественницы и воспоминаний о ней. Со вкусом изданная книга, причем в издательстве Арнера (Вальорис), где любил печатать свои книги и альбомы сам Пабло Пикассо. Париж свое слово о Софии Левицкой сказал.

А в Украине, за исключением двух-трех газетных заметок, 19 строк в энциклопедическом справочнике «Митці України» (Киев, 1992) и кратеньких воспоминаний о художнице известного нашего «француза» Олексы Грищенко в журнале «Всесвіт» (№12, 1990) ничего больше, кажется, и нет. И даже в годовщину смерти этой осенью не вспомнили о выдающемся человеке на его родине…